Новенькая, почти готовая «Полтава» — точная копия петровского флагманского корабля, с одной стороны, восхищает, с другой вгоняет в тоску, потому что окунает в РЕАЛЬНУЮ историю. И как матросы здесь выживали, да и просто передвигали ноги и ставили паруса – вообще непонятно.

Стоит отметить, что и точных чертежей не осталось. Так, одна гравюра, не претендующая на историческую точность, один чертеж части корабля (не скажу какой точно, потому что с морскими названиями я совсем никак).







Вообще, этот легендарный корабль – говорят, дешевле было бы корабль в космос запустить 🙂 — еще не совсем готов. Ну то есть почти: осталось еще дооснастить парусами, пушками – точными копиями исторических, вполне рабочими, стреляющими – ну и «по мелочи» добавить интерьеры. Правда, делать это будут уже на другом причале — в Кронштадте, а потом (может быть) будут демонстрировать уже где-то в центре Питера. Так что времени на «полный фарш» пойдет несколько месяцев. Да и внутри еще вовсю стучат молотки — все же делается почти «как тогда». Говоря почти, имеется ввиду, что многие технологии попробовали, но потом переключились на более современные, иначе корабль до сих пор бы на воду не спустили.



Начнем с того, что рост моряка в начале 18 века был 1 метр 60 сантиметров. Поэтому потолки потолки здесь очень низкие и на входе всем выдают каски. Совсем не лишнее – многие-таки бьются макушками 🙂 И бьются не раз и не два. Высокие люди только успевают стучать козырьками и макушками по дереву. Но и это еще не все. Высота потолка нижней палубы, которая превращалась во время боя в лазарет, 1 метр 30 сантиметров, и там сновали так называемые манки-бойз: 12-летние пацаны, которые доставляли к пушкам порох. Современный взрослый (и рослый) человек начнинает ощущать на этой палубе настоящую клаустрофобию.


Как уже упоминалось — пушки настоящие. На причале стоит несколько. В какие-то праздничные дни из них стреляют. Загружают туда 100 граммов пороха. Грохот выстрела такой, что многие подпрыгивают. В боевых условиях один заряд достигал 7 кг. Можно только представить, какой грохот стоял на орудийной палубе.

Заложили «Полтаву» в 1709 году, это был первый корабль, построенный на питерской Адмиралтейской судоверфи без помощи иностранных специалистов. Она просуществовала 20 лет, при том что средний срок жизни корабля в то время был 7-10 лет. После того, как корпус корабля был построен в Адмиралтействе, его дооснащали в Кронштадте. Согласно указу Петра I в российском флоте всегда должна была быть «Полтава», и таким образом в Балтийском флоте было еще 6 кораблей с таким именем в разные эпохи. Нынешняя «Полтава» — 8-ая.


Наш экскурсовод показывает гвоздь – огромный такой, в рост человека. Самый большой гвоздь на «Полтаве» был длиной 3,5 метра. Чтобы такой вколотить, нужно было несколько дней потратить. А таких «гвоздей» там тыщщи.


Нынешний корабль, спасибо «Газпрому» 🙂 , построен в точности с соблюдением всех технологий того времени. Хотя единственное отступление – гвозди все же не деревянные, как при Петре, а металлические. К деревянному кораблю и так относятся… с предубеждением, ну а если бы и гвозди еще были деревянными, тогда никто не разрешил спустить его на воду – улыбается экскурсовод. Вообще, он построен так, что может ходить по морю самостоятельно – технически и физически (при том, что современного мотора на «Полтаву» не установили, как делают сейчас при реконструкции старинных кораблей), но вряд ли кто-то разрешит это юридически.




И это настоящий боевой корабль 18 века. Любопытно, что если при Петре корпус «Полтавы» строили 2,5 года, то сейчас – 4 года.

бг
9 апреля 2019